Глава десятая
Слово — как невидимая птица: все стоянки облетит, промчится над полями… «Пахари, живей! Всех зовем к горе Бурганныг-Тей! У горы, по-старому Священной, будет сбор, веками освященный: игры, скачки и борьба хуреш — радуйся, гуляй, баранов режь! Но не только праздник — там, на сборе, потолкуем о делах, поспорим: чем красна прошедшая весна, что сулит нам к осени она!»
Саадак на коне Сарале ехал впереди. Следом за ним тянулись Чанчык с Чакпажыком. Сероватые тальники по сторонам старинного Хондергейского канала, казалось, тоже к празднику принарядились: молодые листочки распустили, а вершинки у них — кудрявые да ровные на удивленье!
Выбитая конскими копытами тропка спустилась с горы, пересекла проезжую дорогу, скрылась в чаще красного караганника. Вот появился на ней Узун-Кулак. Пригнувшись к седлу, сидел он на своем караковом, на усмиренном Доруге. Сынишка прилепился у него за спиной. Нежно, словно женщина, приветствовал наш говорун старых знакомцев:
— Мир вам! Все ли благополучно в вашем аале? Куда так рано направились?
— Мир и вашему аалу! Все хорошо у нас. Услышали мы, весенние скачки будут да борьба, состязание силачей — вот и едем с ребятами.
— И я туда еду. Место только запамятовал, где собираться…
— Где же, как не у Священной горы! Испокон веку там собирались.
— У Священной, говоришь? Надо же, чуть мимо не проехал! Чей же конь, ты думаешь, первым придет?
— Кто это может угадать?.. В старое время, конечно, догадывались люди: скакун богача первым прилетит, наемный борец чиновника всех на лопатки положит. И то не всегда сбывалось… А теперь у каждого арата хоть один добрый конь есть, каждый парень силы накопил. Одно сказать могу — быстрейший птицей полетит, сильнейший слабых победит,— поговоркой закончил Саадак.
На вершину горы Бурганныг-Тей между тем поднялись три всадника.
Священная гора!.. Ты помнишь ли сама, как жертвы духам гор здесь приносил шаман, как богу своему молился здесь лама,— ты помнишь ли, гора? Теперь прошла пора, и больше ты молитв и жертвы здесь не жди — без них идут дожди, без них цветут поля, зерно дает земля, и, тяжело налит, к ней колос клонится… А на твоем верху не пламя от костра,— ты на своем веку не видела костров и жарче и алей,— там знамя плещется на радость всей земле!
— К скачкам го-товь-тесь! — раздельно, отчасти для того, чтобы слышней было народу, а отчасти — чтобы скрыть свою беду — заикание, кричит Самнаар-оол, председатель партийной ячейки.— У кого ска-кун добрый, про-верь его си-лу!..
Саадак вручает сынишке Чакпажыку плеть, наказ дает:
— Смотри, сынок! Саралу на полном скаку даже взрослому трудно удержать. А уж если между трех коней он окажется… Видишь, я тебе поводья дал не ременные, а веревочные, из шерсти плетенные? Это чтоб мягче было: ременные руку нарежут, мозоли вздуются… Не рвись вперед с самого начала, это до добра не доводит. Крепче держи повод! Помни: дашь волю Сарале в начале пути — он живо всех обгонит, а под конец устанет и, пропустит других вперед. Плеть без нужды не поднимай да по бокам пятками не стучи — сердце коня утомится. Пройдешь середину пути, вот тут можно разок легонько хлестнуть по крупу, тут начинай догонять и обгонять усталых коней да торопливых всадников. Да не свались! Кто на коне в день скачек сидит, тот не ребенок, а мужчина, запомни это! Чести моей не урони: ты упадешь — это я упал, значит. Да не бойся ничего, сынок!
На сытом игреневом коне важно восседал судья скачек. Щелкнул он кнутом в воздухе и медленно направился к месту, откуда начинались скачки. Вереница скакунов с мальчишками-наездниками двинулась за ним.
Хозяева коней и сторонние наблюдатели не тронулись с места: широким кругом сидели они на земле, в середине круга — три больших начальника, три председателя. Шыдыраа из сумонного Совета, Самнаар-оол из партячейки, вдова Кундуспай — «женский начальник», как ее звали.
Шыдыраа с места поднялся. Халат на нем синий шелковый, опояска желтоватая, сапоги черные хромовые. Пеструю русскую кепку снял, речь начал:
— Товарищи! Вам, конечно, не терпится узнать, чего ради мы вас здесь собрали — не ради же конных скачек да борцовских состязаний! Разумеется, обрядов и жертвоприношений мы совершать не будем, а место это выбрали потому, что оно самое удобное: как раз в середине всех земель нашего сумона, с какой стоянки ни ехать — почти одинаково. Может, потому я обряды здесь же раньше совершали? Тоже неглупые люди были… Вопрос у нас, в сущности, один, небольшой, но важный: клуб надо строить, до каких пор будем поодиночке в своих юртах сидеть! Земли свои вы распахали — кто в товариществе, кто по старой памяти один еще… Как скот пасти летом — тоже вам указчики не нужны, вы сами по этой части все науки превзошли. А вот в строительном деле у нас таких мастеров пока нету. Что делать? Со стороны нам плотников никто не пришлет. Значит, надо самим думать. Вот мы тут список составили: сорок человек со всех арбанов. Общим старостой над ними, или, по-новому, бригадиром, назначаем Саадака. Актив наш — партийцы, сумонный Совет, женсовет — собирались уже, все обсудили. Теперь нам надо знать мнение народа: верно ли мы наметили людей да как обеспечить их продуктами. Если по очереди — сперва из одного арбана, потом из другого питание завозить, я думаю, неплохо будет. Как вы, товарищи, согласны?
— Дайте мне слово! Я имею кон-крет-ное пред-ло-же-ние! — словно ханский сын с престола, закричал с седла Чорттарак.
— Слезь, пожалуйста, с коня, товарищ, тогда и слово дадим, — пронзил его взглядом Шыдыраа.
— Мы же не под крышей собрались, а в поле. Кому какое дело, сижу я на коне или на земле, стою или лежу? Как хочу, так и выступаю, я человек свободный. Дайте мне слово! — ринулся в спор Чорттарак.
Тишина была ему ответом. Так неприветливо посмотрели на чванливого крикуна собравшиеся, что он уже без возражений слез с коня и начал говорить:
— Клуб строить — это вам не караганники корчевать. Кто сказал, что справится с такой работой безграмотный Саадак? Здесь человек ученый нужен, а он имени-то своего не подпишет!..
— Грамотных людей у нас пока еще мало, на все работы не наберешься,— возразил Шыдыраа.— А Саадак умеет сплотить людей, недаром его уже второй раз избирают председателем арбана.
— Что арбан! — разгорячился Чорттарак. — Саадак же охотник, лето придет, думаете, он в тайгу не подастся? Вот увидите, через какой-нибудь месяц потащит уже сдавать в кооператив маральи панты. А строители что будут делать в это время? Да ему и жарко, старому, в поселке летом, он в горы сбежит, поближе к прохладе, к вечным снегам…
Шыдыраа спокойно поднялся. Сказал убеждающе:
— Товарищи, нынешним летом у нас не будет времени на маралов охотиться. Сперва для общества потрудись, а уж потом для себя — такой у нас теперь лозунг. Саадак, конечно, не плотник и не столяр, но сметка у него есть, да и как работают столяры да плотники, он пригляделся уже: в одной бригаде с русскими прошлым летом был, когда школу строили. Грамота хороша, да ведь грамотные-то бывают всякие: иной только и делает, что рассуждает о происхождении Вселенной да по сто страниц жалобы пишет, почему-де его начальником не ставят…
Смех прокатился по кругу сидящих. Поняли они, на кого намекает председатель.
— Ой, дорогие мои односумонцы! — не сдавался Чорттарак.— Или вы не знаете, что Саадак — беглец от общественных дел? Кто из тожзема вышел, коня сдать на общий двор пожалел? Закоренелый единоличник этот Саадак, вот кто! Как же можно такого человека до народной стройки допускать? Погубит он все дело и — в горы, на охоту. Тише, тише, товарищи! Сейчас закончу. Я не хочу оскорбить товарища Саадака, а критикую его: известно, что критика — лучшее лекарство. У меня все!
Вскинул было руку Саадак, хотел дать отпор крикливому, но Шыдыраа жестом остановил его и задал Чорттараку вопрос:
— Где же ваше конкретное предложение?
— Лучшего агитатора в наших местах — Узун-Кула-ка предлагаю назначить бригадиром! — не растерялся Чорттарак, хотя поначалу, конечно же, думал о другом: себе искал должности поближе к начальству, подальше от лопаты, плуга да и от топора тоже. Можно ведь самому не работать, только руководить… — Узун-Кулак у нас основательней всех разбирается в текущем мо-мен-те. Правда, у него неважные отношения с сохой, бороной и плугом, да и с женщинами поговорить он любитель… Но это ничего, товарищи, это не помешает!
Тут уже Узун-Кулак поднял руку, возмутился напраслиной насчет женщин, бороны и сохи. Шыдыраа и ему пока не дал слова, опять сам ответил:
— Предложение ваше обсудим, из двух кандидатур одну утвердим. А вы не торопитесь, товарищ Чорттарак, есть и вам поручение: продукты для строителей по арбанам собирать.
— Я про-тес-тую! — подскочил Чорттарак. — Против повестки дня на данном собрании про-тес-тую! Собрали людей на весенний праздник, скачки и борьбу, а сами даете приказания, в работу впрягаете на все лето?
— Приказов мы не даем. И не принуждаем никого. Приглашаем добровольцев, поровну от всех арбанов, строить наш будущий поселок. Не вечно нам кочевать со стоянки на стоянку, со временем все перейдем в деревянные теплые дома, школа у нас есть, теперь нужен клуб, чтобы не только детям в школе — и взрослым было где собраться вместе, живые картины на полотне посмотреть — кино, послушать артистов из Кызыла. Помните, они приезжали к нам? Им ведь тоже не сладко каждый раз в лесу на поляне выступать, какая еще погода будет… Ну, и вот такие хуралы, собрания тоже в клубе устраивать станем. Все это нужно, всему этому время пришло. Кто сознательный — пойдет на стройку, несознательный может садиться на коня и ехать, куда ему заблагорассудится.
— Товарищ Шыдыраа, от вас ли я такое слышу! — взмолился Чорттарак.— Не меня ли уж вы несознательным называете? Припомните, высокочтимый дарга, начальник мой, когда я не выполнил вашего указания? Но ведь я себе не при-над-ле-жу, я член тожзема «Черемуха», я учетчиком назначен на орошение полей… Которую же из двух работ мне выполнять, дарга? Скажите решительно, по-партийному! — как всегда, когда надо было выкрутиться из затруднительного положения, Чорттарак употреблял особенно много новых, «революционных» слов.
— Ну, ладно. Это уже дело меняет: важная работа тебе поручена, не давать общественный хлеб суховеям. Первое поручение выполняй, товарищ!
— Вот и хорошо. Все силы на борьбу за высокий урожай, — готовым лозунгом отозвался Чорттарак и упер обе руки в бока с таким видом, будто медведя поборол.
Шыдыраа прочитал весь список предполагаемых строителей, подождал, обводя глазами круг аратов. Поднялся тут Узун-Кулак и произнес целую речь, да еще? начав ее так, будто по меньшей мере перед ханским судом в старое время стоял:
— Высокочтимые начальники мои! Дорогие сограждане! Высокие мои горы, привольные леса, синее небо мое! Родной мой край — Хондергей! Я — сын ваш и брат, здесь я вырос, и все меня знают. Не ослышался ли я, неужто и впрямь мое имя назвали в столь премудро составленном списке? Неужели нет у меня другого постоянного поручения? Если бы не Узун-Кулак, кто развозил бы по всем дальним стоянкам письма, газеты, журналы? Мы ведь теперь не безграмотный народ, каждый другому письмо послать может, а без газет и журналов как разберетесь в политических вопросах? Больше солнечного света нужны они вам, дорогие мои земляки! Стану я работать на стройке — кто же газеты вам привезет, ответьте-ка?
— Ну и хитер! — не то восхитился, не то возмутился, а может, и позавидовал Чорттарак.— Мягкое дерево дятел находит, к людям сторонкой хитрец подходит. Верно я говорю или нет? Газетки и я прихватить могу, когда в гости поеду. Стройка — дело добровольное, но кое-кого, выходит, и заставлять придется.— На этот раз Чорттарак даже не дожидался, пока ему вновь предоставят слово.
— Да это что же такое! Если этот здоровый парень таскает за поясом ситцевую сумку — газет я в ней, правда, не видывал, а справки, бывало, показывал он мне: о своем здоровье да о здоровье своего рабочего быка,— так, значит, он уже и почту может возить! На словах первый активист, а на деле только и видишь, как он коня без толку по степям гоняет, заморил уже, считай! — чуть не налетел на соперника Узун-Кулак.
— Товарищ Узун-Кулак, мы обижать вас не хотели,— веско заявил Шыдыраа.— Как вы были у нас почтальоном на общественных началах, так и останетесь. Только вдобавок к этому будете собирать продукты для строителей и привозить в бригаду вместе со свежими газетами. Согласны?
Тут-то возликовала, душа у нашего вестника! «Как хорошо! — думал он.— Не буду сидеть все лето под жарким солнцем на бревне да топором тюкать. Буду ездить от аала к аалу, каждая хозяйка чаем напоит, каждая сумы мои нагрузит — тут тебе и сыр, и творог сушеный, и масло, и молоко! Привезу людям, сам с ними всего отведаю, наговоримся о разных разностях — и снова в путь!..»
— Работа по сердцу — разве откажется от нее человек! — воскликнул он в ответ.— Темной ночью не заблудится, и в дождь, и в грозу до места дойдет!
И собрание продолжалось.
— Ос-сенью от-кроем для всех дверь нашего клуба,— заверял Самнаар-оол.— Теперь вс-се согласны работать? Если у кого есть возражения, выс-сказывайте скорее, пока борцы в круг не вышли.
— Позвольте еще одно словечко,— вкрадчиво попросил Чорттарак. «Словечки» его порядком надоели уже всем, и собрание молчало. — Критику заглушить хотите? — возопил он, не дождавшись ответа, и кинулся снова в спор. Чего только не наговорил! И о своем несомненном аратском происхождении, и о светлых идеалах, и что решения-то партии и правительства он всегда поддерживает, и что детей учить надо… а договорился в конце концов вот до чего: нельзя ли строительство клуба отложить на годок? Школу, мол, построили мы, устали, надо людям отдых дать…
— Ты, что ли, строил школу? — удивился Саадак.— По-моему, ты сроду топора в руках не держал, а говоришь «мы»! Одно бревно привезти для стройки тебе велено было, и того ты не привез! «Мы»… Привык людей словами кормить, а им хлеб нужен.
— Так я же агитатором был у лесорубов! — заулыбался Чорттарак, объяснять принялся, как беспонятному. — Они лес рубили, я им о текущей политике беседы, да нет, целые лекции читал! Слово агитатора — большая сила, не так ли, товарищ Самнаар-оол? Я не одно бревно привез, а все они были срублены, ошкурены и доставлены с моей помощью. Доброе слово скажешь — и на душе светло и легко, как после очистительного дождя… Я только говорю, зачем нам сейчас клуб? Летом араты привыкли в прохладе жить, скотом, хозяйством своим заниматься, а тут их на жару, в пыль!.. Передохнули бы после прошлогоднего, а уж потом… И то сказать, деды наши без клубов жили!..— удивительно легко всегда перескакивал Чорттарак от революционных фраз к восхвалению старины.
— Значит, ты против строительства клуба? — сдерживая гнев, спросил Шыдыраа.
— Нисколечко! Просто хочу, чтобы каждый арат сил набрался, на будущий год и работать станет легче. Бревна, от школы которые остались, за год не испортятся и еще полежат! — Тут игреневый конь Чорттарака запрядал ушами, как бы выражая одобрение хозяину, и все разразились хохотом.
— Чего ты споришь? Чего ради ты все время со всеми споришь? — поразился Узун-Кулак.— «Жили наши деды…» А ты знаешь, как они жили?
В краю этом милом, в ущелье, в горах, лежит моя матушка, Чорттарак. Здесь бедный отец мой, замученный, пал, здесь горе я с самого детства видал. Здесь правил-судил Семис-оол-чагырчы, любому заткнул бы он глотку: молчи! Но сам замолчал он навеки, когда с коня его пулей осадил Саадак. Где знамя взлетает к вершинам седым — молились мы духам земли и воды, просили земных и небесных владык, но часто напрасными были труды. Детей моих малых— проклятая хворь! — детишек скосила… Обычная корь, которую нынче легко укротить… К такой старине ты хотел обратить глаза наши? Жили без школ, без больниц и в грязь перед баями падали ниц. Теперь у нас кони, и скот, и хлеба, иные заботы, иная судьба… Велела аратам народная власть: не дать и козленку в отарах пропасть, растить двухмильонное стадо скота — и нами высокая цель принята! Меня неумелым назвал ты, болтун, но я понапрасну словес не плету, с народом взбираюсь на ту высоту, где радость и счастье для всех расцветут! Сказать еще слово хотелось бы мне великой России, Советской стране, соседка и старшая наша сестра, она к нам, тувинцам, нежна и добра. Давно ли войною гремел Халхин-Гол? Советской стране благодарен монгол, и мы ей обязаны счастьем своим, араты, воздать ей мы славу хотим! Возьмем же пример с этой славной страны! И школы, и клубы мы строить должны, и жить, как живет наш великий сосед. И вот мой тебе, Чорттараку, ответ!
— Ты не понял меня, Узун-Кулак, — растерявшись перед таким натиском, забормотал болтун.— Я не то имел в виду… Я не против! Я только хотел сказать… Вы еще увидите, каким я буду агитатором, не хуже Узун-Кулака!..
— Садитесь, товарищ Чорттарак, и успокойтесь,— сухо предложил Шыдыраа.— Слово предоставляется председателю женсовета товарищу Кундуспай.
Кундуспай поднялась, вытащила из-за пазухи бумагу, но читать не стала, а заговорила, словно бисер посыпался:
— Товарищи! Наше собрание получилось, я бы сказала, однобоким: к удивлению, вижу здесь только мужские лица. Что это — судебный сбор в старые времена, куда женщин не допускали? Но мы ведь теперь равноправные гражданки, почему же я не вижу здесь ваших матерей, сестер, жен, хозяек? Нет такого хребта в горах, который отгородил бы достоинство женщины от достоинства мужчины! Ну хорошо, в стройке клуба мы, женская половина населения сумона, примем участие: сыр будем варить, творог сушить, сметану готовить… Но колет меня в самое сердце тоненькая иголочка. И знаете, какая? Отстали у нас женщины, да и мужчины иные, от политической жизни. Хорошо, нечего сказать, заботятся родители о детях! Сыну десять лет, они ему года три прибавляют, дочери пятнадцать — восемнадцатилетней ее переписчику назовут. Зачем, спрашиваю? А чтоб скорей девчонку замуж выдать, сосунка женить. Ну, а это зачем? Чтобы в школе их не учить, оказывается, дармовые рабочие руки в хозяйстве сохранить. И не стыдно матерям? И вам, товарищи мужья и отцы, не стыдно? От белого света родных детей отгораживаете, словно баи, батраков себе из них растите… Беда с вами… Даже товарищ Саадак — самый многодетный отец в сумоне, труженик, сам школу строил, а ни одного ребенка до сих пор не отправил в нее. С будущей осени нам необходимо добиться, чтобы каждая семья хоть одного ученика или ученицу — девочек тоже, не забудьте! — послала в школу.
— Обещали о женщинах говорить, а сами на мужчин нападаете. Каково это? — с места, не без заигрывания, кинул вопрос Узун-Кулак. Кундуспай, не заметив или сделав вид, что не заметила, продолжала:
— И что так торопиться замуж выдать своих дочерей? Или сами матери не настрадались в замужестве, не помнят, каково им было с детских лет на неокрепшие плечи всю тяжесть хозяйства принимать? Сами еще, можно сказать, дети, а уже детишек рожали, слабеньких, а потом хоронили да плакали… Равноправными зовемся… Да какое же это равноправие, если девчонку в четырнадцать лет замуж отдают вместо того, чтоб грамоте выучить! Страшную историю сейчас вам расскажу, а то вы, мужики, думаете небось, нам нет ничего слаще, как в замужестве жить…
Жил в наших местах человек по имени Адыгбан. Покоя мне не дает жены его бедной судьба! Соседями были мы. Пошла я однажды к ней. И двор, и юрта пусты, и слышится в стороне размеренный странный звук, как будто поленом бьют по толстой шкуре быка… Загадка невелика: работают, верно, там… И я подхожу — и что? Ой, горе, бедняжкам, нам, за что бы это, за что? Лежит соседка в траве, раздетая донага, а муж ее — человек или чертов слуга? — подпругою что есть сил он бьет ее по спине… Сестрица моя! Прости, но как же вмешаться мне!.. Закрыла глаза, стою… Вот смолкли удары и стон — муж бросил жену свою, в крови ее бросил он! Связанная лежит — и муравейник под ней! Неужто он не дрожит, такое сделав, злодей?
Со мной был мой верный пес, сторож юрты моей. Я ему крикнула тут: «Возьми негодяя! Скорей!» К юрте шел Адыгбан — пес мой его нагнал. К подруге я подошла, ее чуть живой нашла: лежит она вниз лицом, в горячей лежит крови, а на спине кольцом — как бусины муравьи…
– Подняла я ее, бедную, руки-ноги ей развязала, на чистую зеленую траву положила, лежит, как мертвая, только сердце тихонечко бьется, — продолжала рассказывать Кундуспай. — Всех муравьев рукавом с нее посбила… Адыгбан бессовестный кое-как от моего пса отбился и в юрту уполз. Тут из лесу еще четыре женщины с детьми — вся родня бедняжки — вышли, понесли ее в юрту…
— Жива осталась? — взволнованно спросил Узун-Кулак.
— Ненадолго, — со вздохом ответствовала Кундус-пай.— Заболела она с тех пор. Руки дрожали — чашку чаю удержать не могли, голова тряслась, как у древней старухи… С год помучалась так-то и умерла. Вот об этом я и хотела рассказать. Это не выдумка, не сказка — правда, и как же допустить, чтоб такое снова случилось на нашей земле!.. Может, лучше бы и молчать об этом — но пусть молодежь знает, какая была жизнь. Не зная прошлого, как полюбишь будущее?
Оборвалась речь Кундуспай. Народ вдруг встал, как лес навстречу буре:
— Скачут! Кони скачут!..
Если б не это, Кундуспай, пожалуй, хоть до поздней ночи слушали бы: так она говорила. Но что может больше привлечь к себе сердце степняка-тувинца, чем летящие на скачках кони?.. Чей скакун придет первым?..
— Мой! Братцы! Мой впереди идет! Видите — караковый, это редкая масть! — как ребенок, бегал Узун-Кулак от одного к другому.
— Да не караковый, а гнедой! — возражали ему.
— Сивый! — кричали другие.
— Да погодите вы,— успокаивал всех чей-то голос.— Что сейчас, в красной пыли, разглядеть можно?
— А ты мне рот не затыкай! Может, мой конь побеждает, а я молчать должен? — озлился Узун-Кулак.— Мой Доруг жилист да силен!
— Сарала первым идет! — все сомнения рассеял чей-то голос.
— Э-эй, осторожней! Овраг, овраг впереди! Объез-жа-ай! — во все горло кричал всадник, поставленный на страже возле опасного места.
Что пришло в голову Сарале? Охота ли на волков вспомнилась ему и принял он того человека за загонщика? Или испугался неведомой беды, подстерегающей на пути — ведь в голосе всадника слышалась тревога? Не знаю… Только свернул он вдруг круто с дороги, перепрыгнул через старый канал и скрылся в лесу. Желтым пламенем мелькнули сквозь ветви бока, темным дымом заклубилась грива…
Все словно онемели. Однако другие кони не последовали за пугливым и чутким Саралой, спокойно миновали овраг и закончили путь там, где их ожидала толпа зрителей.
Первым вскочил на своего коня Самнаар-оол, отправился в лес ловить буланого беглеца. Следом за ним на Пар-Хурене поскакал Саадак.
— Это что у тебя за глупый конь! — кричал вдогонку Узуи-Кулак.— А еще «святым» держал ты его весной, не пахал на нем, а еще в общий двор не отдал… Работать надо было на нем, да так, чтоб кости да кожа остались,— вот тогда бы он не дурил!
— Сылдыс-Шокар победил! Сылдыс-Шокар! — послышались приветственные крики. Звевднопестрый, а по-русски — серый в яблоках конь стоял, окруженный восторженными зрителями, и весь дрожал, словно ему не терпелось снова пуститься вскачь.
Из леса медленно выехал на Сарале едва державшийся в седле от усталости Чакпажык, за ним — еще два всадника.
— Как же ты сумел остановить его? — допытывался у сына Саадак.
Обида и гордость слились в ответе мальчугана. Они с любимым конем потерпели поражение, и все же он, он, Чакпажык, сумел совладать со скакуном, и отец, как взрослого, опрашивает его сейчас:
— Одной рукой я не смог удержать повод. Двумя руками схватился, папка! А он как рванулся вперед и летит, летит… До самого леса, пока вон тот дядька не закричал. Я хотел было спрыгнуть, когда он свернул в чащу, да вспомнил твой наказ — не уроню, думаю, отцовской чести. До Черной ямы доскакал он — помнишь, ты говорил мне, от большого разлива реки в ней вода осталась? Там он сам остановился. Стоит и дрожит, и я дрожу, не знаю, что делать… Тут дядя Самнаар-оол подъехал. Пап, я ведь не хотел домой возвращаться — к дедушке думал поехать… Стыдно было!
— Полно тебе. Какой тут стыд! Хорошо, не упал ты, жив остался. Что? Плетку потерял? Новую сделаем, сынок мой!
— Ты, я слышал, крылатым конем называл своего Саралу? Да я и сам видел, как он настиг птицу,— правда, низко она летела… Что же он у тебя хотя бы вторым не пришел? — Это Кушкаш-оол.
— Что тут говорить? Конь как конь… Нет у него крыльев. Не птица он, но и не человек — не догадался, куда его звал тот, у оврага. Вот и…— Саадак выколотил трубку и сунул ее за пазуху.
— Да я же знаю, что Сарала — конь стоящий! Я же видел, как вы с ним охотились на дроф в степи Шивилиг! Другое плохо: привычка у него дурная, малейшего звука пугается. У вас так много детей, как бы не натворил чего среди них такой пугливый да полудикий… Человека не станет — поздно будет. Продайте мне, акым, Саралу! Хорошо заплачу, да еще в придачу что хотите выбирайте из моего добра.— Кушкаш-оол смотрел так открыто, почти по-детски. Может, он и впрямь Саадаку добра хочет?
— За детей моих не бойся: они к коню привыкли, конь к ним привык. Под брюхом у него малый ребенок проползет — он копытом не заденет. Стоит смирнехонько. А уж на охоте!.. Что бы со мной ни было, ни разу он меня не покидал. Ивой раз увидишь козла, соскочишь скорей да и бросишь поводья. И стреляешь!.. Что ж он — думаешь, убегал, напугавшись выстрела? Всегда ждал меня. Повод по земле волочится, а он себе травку щиплет, дожидается… Умница! — Саадак нежно, как маленького, гладил по голове сына, Чакпажыка.
— Старший брат мой, неужели вы не поняли, о чем я говорил вам? Продайте мне коня! — Кушкаш-оол сидел в седле, словно филин на ветке в ожидании, когда глупый зайчонок выскочит на поляну.
— Как можно продать такого коня? Я же говорил тебе, Кушкаш-оол: он на себе пятерых возит, когда перекочевываем. Жена сядет на него, грудного на руках держит, позади себя еще троих посадит — так хорошо!
— Опять ты про жену! Совсем не хозяин ни коню своему, ни слову! Ни купить, ни продать без жены не можешь! — Кушкаш-оол так закрутил плетью над головой — соловьем она засвистала. Добрый конь его ветерком помчался…
— Эх, Саадак, подвел тебя твой Сарала! Надо было пахать на нем весной, а не держать запасным конем. Говорил я тебе…— подъехал и Узун-Кулак.— Вот дал бы ты мне его на время вместо того мерина, я бы с него лишний-то жирок согнал, глядишь, и не опозорился бы он на скачках! Не всякому коню отдых полезен. Вот если б мой Доруг так отдыхал, как твой «святой», ему бы равных не было!
Толпа уже рассеивалась, а Узун-Кулак все разглагольствовал, впрочем, совсем безвредно.
— Ничего: пройдет половина лета, наступит наш народный праздник, и уж на нем-то увидим, чей скакун лучше, какой борец сильней,— спокойно сказал Саадак.
— Выходит, сегодня — вроде подготовки к тому празднику получилось? Ты так думаешь? Ну и попотели зато кони на скачках. Вся зимняя грязь теперь смыта с них. Полезно! Смотри, твой-то мокрый — будто реку в половодье переплыл! Да, все хорошо,— прищурил Узун-Кулак глаза. — Вот жаль, борьбы не было… Все из-за коня твоего.
— Жаль… — задумчиво отозвался Саадак. — Да не того жаль, сосед. Не дослушали мы, что еще такого хотела нам сказать Кундуспай. А слова ее — верные. Успеешь еще побороться, Узун-Кулак. Поезжай пока по аалам, первый припас нам для стройки готовь. И мы собираться станем: тут уж не до теплой постели да кожаной фляжки с аракой, когда работа ждет! Где бревна лежат — там соберемся теперь, братцы! — Саадак говорил негромко, но все, кто был записан к нему в бригаду, услышали и поняли его. Медленно растворялась толпа: всадники направляли коней к своим стоянкам.