Старик и тигры
Это было давным-давно. Жил-был старик Кара-Мёге. Когда он был молодым — не было человека сильнее его. Недалеко от его аала высилась огромная гора. Крылатая птица не могла долететь до её вершины, самый быстроногий зверь не мог туда доскакать. Раз поднялся старик на вершину горы. Прислушался. Но кругом было тихо: не слышно даже комариного писка. Посмотрел старик вокруг. Всё было пусто: не видно даже самой маленькой мухи. Только внизу под горой, в трясине, завяз огромный старый тигр. Схватил Кара-Мёге тигра за передние лапы и еле-еле выволок из болота на сухое место.
Обрадовался тигр и пригласил старика к себе:
— Пойдём ко мне, мой друг, попьём по этому случаю чаю.
Привёл тигр старика в свою пещеру, а в ней — полно больших и маленьких тигров. Дал тигр старику коровью брюшину и попросил принести в ней воды на чай.
Налил старик в брюшину воды, но поднять её не смог. «Что же теперь делать? — подумал он. — Тигр — опасный зверь, его надо обмануть». И начал копать землю вокруг колодца.
Ждал тигр старика, ждал, — не идёт старик.
«Наверное, не может донести брюшину, — думает старый тигр. — Совсем бессильный этот старик, съем-ка я его».
Подбежал тигр к колодцу и видит: старик копает землю вокруг колодца.
— Что ты задержался? Наверное, не можешь поднять брюшину с водой? — спросил тигр.
— Что мне брюшина. Я хочу принести твой колодец вместе со всей водой. Я за один раз могу выпить всю морскую и колодезную воду.
Испугался тигр:
— Друг мой, прошу: не делай этого. Кроме этого колодца здесь нигде нет воды. Только этой водой мы и живём.
Взял тигр брюшину с водой и побежал так легко, как будто нёс маленькую пиалу с водой. Напился старик чаю и остался ночевать у тигров. Тигры улеглись в глубине пещеры, а старик лёг у выхода. Настала ночь. Старый тигр говорит младшему:
— Иди убей старика.
Но младший тигр отказался. Каждый старался послать вместо себя другого — и ни один не пошёл. Услышал старик спор тигров, встал тихонько, принёс на своё место большой камень, а сам спрятался в стороне и стал наблюдать.
Вдруг, урча, поднялся самый большой и старый тигр, подошёл к выходу и наотмашь ударил лапой по большому камню, а потом ушёл вглубь пещеры и сказал:
— Вот это да! Я-то слышал, что герой Кара-Мёге был так силён, что слава о нём не вмещалась во вселенной, а когда я его ударил, он разлетелся на куски, как скала. Завтра съедим.
Тигры спокойно уснули. Старик собрал осколки камней, спрятал их подальше от двери, а сам лёг на старое место.
Утром встали тигры, вскипятили чай, и один из тигров, смеясь, сказал:
— Вставай, старик, чай готов!
— Как же, встанет он теперь! Надо собрать его по кусочкам и съесть.
Но старик что-то пробормотал, как бы во сне, и встал. Подошёл к тиграм, а они так испугались, что стали прятаться друг за друга. Старый тигр спросил дрожащим голосом:
— Что ты видел во сне, мой друг?
— Мне снилось, что погладил меня лапой шелудивый старый кот. Я хотел было его задушить… Но мне показалось, что это был ты, дружок.
— Сны бывают разные, — тихо сказал большой тигр. — Мало ли что ни приснится! Говорят, что во сне нельзя только посеять просо на ногте и навьючить на муху дрова — остальное всё возможно. Пусть мой друг спокойно идёт домой, я ему подарю вот это, — и большой тигр бросил старику кусок золота, величиной с конскую голову.
Старик взглянул на золото и смекнул, что не поднять ему эту ношу. Собрался он домой, не взяв подарка.
— Почему ты не берёшь это золото? Зачем оставил? — закричал старый тигр.
— Если я возьму, люди скажут: Кара-Мёге на старости лет начал просить милостыню. Лучше кости свои сломать, чем потерять доброе имя. Коль вы действительно дарите мне, то принесите завтра сами в мой аал этот кусочек золота.
Вернулся старик домой. Выстругал из дерева голову тигра и выкрасил её. Потом он научил свою жену, что ей говорить, когда придёт в гости тигр. На другой день, утром, принёс старый тигр старику золото. Старик говорит жене:
— Пришёл мой друг, кипяти чай, вари мясо.
Посадили они тигра на почётное место, а старик сел у дверей и стал точить свой топор. Старуха заворчала:
— Ты же всю колодезную воду выпил, — осталось только полкотла. Да и мясо всё съел, — осталась только голова большого тигра, — и старуха кинула её в котёл.
Увидел это тигр, испугался, проломил заднюю стенку юрты и убежал.
Засмеялся старик:
— Ловко взяли мы у тигра золото! Он меня послал за водой. Не смог я поднять воду в брюшине и решил его обмануть, сказал, что хочу унести весь колодец вместе с водой. Лёг я спать у входа в пещеру, потом положил вместо себя камень, а сам спрятался. Пришёл тигр и вдребезги разбил камень. Утром я сказал тиграм, что ночью меня погладил кот и что я его чуть было не задушил. Поверили мне тигры и испугались.
В это время мимо пробегал лисёнок. Услышал он разговор в юрте, побежал к тиграм и рассказал о том, как старик их обманул. Рассердились тигры и решили съесть старика. А лисёнок снова прибежал к юрте старика и сказал ему:
— Большой тигр хочет съесть тебя. Он уже идёт к твоей юрте. Что же ты будешь делать? Может, ты возьмёшь свою телегу и поедешь в лес за дровами?
Послушался старик лисёнка, и только начал он рубить дрова, как, сердито рыча, подбежал к нему старый тигр:
— Что с тобой, друг мой, чего ты испугался? Может, рассердил тебя кто-нибудь? — спросил его старик. — Ты мне только скажи — и я его сразу же уничтожу.
Ничего не ответил тигр, в груди у него клокотало от злости, и глаза яростно сверкали. Всё ближе и ближе подходил он к старику.
— Эй, кто там в лесу? — вдруг крикнул старик.
— Это мы, охотники. Мы истребляем всех хищных зверей, — ответил из лесу лисёнок. — Кто это стоит возле тебя?
Испугался тигр:
— Скажи, что это пень, — просит он старика.
— Это пень! — крикнул старик лисёнку.
— Если это пень, то сруби его своим топором! — крикнул лисёнок из лесу.
— Ударь легонько, — молит тигр. Старик легонько ударил его, и тигр упал.
— Если это пень, то положи его на свою телегу, — сказал лисёнок.
Старик попробовал поднять тигра, но не смог. Тигр тогда встал и сам лёг в телегу.
— Если это пень, то привяжи его арканом, — приказал лисёнок. Старик крепко-накрепко привязал тигра к телеге.
— Если это пень, то расколи его своим топором, — снова приказал лисёнок.
Старик ударил изо всей силы и убил тигра. Тут показались остальные тигры, увидели всё, испугались и сказали:
— Пусть не живут тигры там, где живут люди. Пусть не живут люди там, где живут тигры, — и убежали туда, куда никогда не заходил человек.
А старик спокойно стал жить-поживать со своей старухой.
Рукописный фонд ТНИИЯЛИ. Сказитель Сат Конзай из сумона Хендергей Дзун-Хемчикского района. Перевод и литературная обработка И.А. Плоткиной и Л.В. Гребнева. На русском языке опубликовано в сборнике «Тувинские народные сказки» Кызыл – 1954