Сентябрь

Сегодня 7 сентября, мне исполняется 11 лет. Вовка не знает, что мне подарить. Всякие вещи сейчас теряют свою ценность, поэтому он дает мне кусочек сала. Сало вкусное, с чесноком, и я его тут же съедаю. Потом мы идем к дяде Грише в больницу, несем ему передачу: два яблока и теплые носки. Туберкулезникам нужны фрукты. В больницу нас не пустили. «Подойдите к окну», — говорит санитарка. Смотрим на окна, находим дядю Гришу, он машет рукой, показывает яблоки и носки. Кивает головой, мы тоже киваем, говорить бесполезно: двойные рамы, второй этаж, ничего не слышно. Больной обречен — у него туберкулез, он скоро умрет, и это дядя Гриша знает. Пока, мы стоим во дворе больницы, въезжает машина груженая ящиками, шофер скрылся в здании. Махнув в последний раз дяде Грише, бежим к машине. Вокруг никого. С быстротой белки мой товарищ забирается в кузов машины… и вот у меня в руках две банки варенья “Черная смородина”. Бегу в кусты, там, в заборе есть лазейка. Присела, жду. Появляется Вовка еще с одной банкой. Он взял две, но, прыгая с машины, одну разбил. Отодвинув в заборе доску, выбираемся на улицу.

Опасности быть пойманными уже нет, и мы идем спокойно, неся три банки, на зависть встречным. Пока мы идем, многие спрашивают:

— Где купили?

— На Среднем проспекте в рыбном магазине, — серьезно отвечает Вовка.

Придя домой, мой друг делит «добытое».

— Это тебе, на день рождения. А это мне.

Вовка берет себе вторую банку варенья. С третьей мы идем к Боре Горшкову, он не может участвовать в наших похождениях. У него двое маленьких братьев, Слава и Олег, которых он не может оставить одних.

Горшковы или Горшки, как их еще зовут, живут на первом этаже, поэтому мы лезем с улицы прямо в окно. Все вместе съедаем последнюю банку варенья, а потом мальчики начинают фантазировать. Тема всегда одна и та же — о войне.

Вечером, когда мама пришла с работы, я ее спросила:

— Что ты мне подаришь на день рождения?

— Теперь тебе Гитлер будет делать подарки, — строгим и уставшим голосом ответила мама.

Я поняла всем своим детским сердцем, что с детскими глупостями пора кончать. Подарки, дело прошлое. Я проглотила не успевшие появиться слезы и уснула.