Книга первая
Лето в разгаре. Улуг-Хем – Великая река – как человек. Он может спать и бодрствовать, работать и отдыхать, печалиться и радоваться, страдать и смеяться.
Зимой Улуг-Хем уходит под лед, дремлет, медленно катя свои воды. Весной просыпается, разрывает на куски русла питающих его речушек – они ему кажутся тесными рукавами, раздвигает льды, встает на мощные ноги, как оголившиеся до пояса и вступившие в схватку борцы.
Лето. Пробилась нежная трава, первоцветы, птицы оживились. После лютых морозов, весенних ветров, кажется, все живое притихло. Вдоль мерно катящего свои глубокие воды Улуг-Хема раскинулись разноцветные горы, горбятся белые скалы, берега его поросли тонкими березами. Нежные листья молодых деревьев под легким теплым ветерком еле слышно шелестят и серебрятся, показывая свою изнанку. Словно созданы из серебра рукой искусного мастера и распустившиеся сережки ивы. Мир притих. Пусть будет так всегда – небо ясным, ветер свежим, волна тихой, земля цветущей.
Улуг-Хем как человек. Умный, с печальным сердцем. Над ним кружатся сто, тысяча хищных коршунов. И Улуг-Хем знает, что в клюве каждого находится восемьдесят один грех. Знают об этом и растущие в долине серебристо-белые березы, ивы, тополя, и старые буреломы, сгнившие корни.
Неугомонный Улуг-Хем! Сметающий все Улуг-Хем! Не все цветет на твоем пути.
Мощный Улуг-Хем! Играя волнами, сверкай на солнце, неугомонный Улуг-Хем!
Улуг-Хем летом не спит.