Инна Принцева. Открытка из прошлого
Открытка из прошлого
«г. С-Петербург, Мойка, дом А16. кв. 2. Ивану Тимофеевичу г-ну Валуцкому.
Дорогия кума Н.В. и кум И.Т. Честь имеем поздравить Вас, а также крестник Ваш, с праздником Светлого Христова Воскресения и желаем Вам как встретить оный праздник, так и провести в добром здравии и веселии.
Известные Вам кумовья Иван и Мария Принцевы.
6 апреля 1911 г.».
Крестник, о котором упоминается в «открытом письме» (позже название почтовой карточки без конверта видоизменилось в «открытку») – мой дед, Иван Иванович Принцев, родившийся 29 января 1911 года. Почтовая марка с гербом – двуглавым орлом – погашена в Могилёвской губернии, стоимость ее – три копейки. Она неплохо сохранилась, как и вся тиснёная открытка. Каким образом молодые супруги оказались в Могилевской губернии в 1911 году, остается только гадать, поскольку прадед служил на Балтийском флоте, боталером на броненосце линкоре «Император Павел I», большом, мощном корабле. Экипаж – 957 офицеров и матросов. Должность боталера (от голландского bottelier – виночерпий и кладовщик) предназначалась для нестроевых унтер-офицеров флота, заведовавших продовольственным и вещевым снабжением экипажа кораблей и береговых флотских команд. Морской старший унтер-офицер считался гардемаринским чином, поэтому имел право на койку в четырехместной каюте. Высшего образования не требовалось, лишь полугодовые курсы. И еще, конечно же, обязательность, аккуратность, умение управлять людьми, спокойное отношение к алкоголю.
Предреволюционные годы, как рассказывал дед, до момента вывода русской армии и флота из Финляндии семья провела в портовом Гельсингфорсе (Хельсинки, Финляндия).
Как и всю Россию, семью ждали события первой мировой войны, революции, голод. В Петербурге детей прокормить было трудно. Чтобы спасти их, Иван увез жену и детей в Белоруссию (Козловичи, позже Майское). В архивах школы, основанной в 1896 году, есть сведения, что дед в 1924 году стал одним из первых пионеров, вместе с будущим летчиком, погибшим во время Великой Отечественной Василием Суворовым.
Много позже «открытое письмо» из дореволюционного прошлого передала деду родственница, одна из потомков г-на Валуцкого. Сам Иван Тимофеевич умер в блокадном Ленинграде. Погибли на войне и во время войны и пятеро из восьми детей Ивана и Марии.
Бабушка была из семьи Табаевых, переехавших в Урянхайский край из Усинска в 1914 г. Тогда все газеты в Красноярском уезде давали объявления о наборе людей для строительства нового города Белоцарска. Обещались золотые горы.
В Госархиве сохранилось объявление заведующего устройством русского населения. «… требуются сплавщики леса для сплава 3100 бревен заготовленного в прошлый сезон леса с платой по 1 руб. 40 копеек с бревна без выкатки на берег и 1 руб. 60 копеек с выкаткой на берег в Белоцарске. Заготовленный лес на устье Хамсары сплавщики леса получают у Романовых, которые занимаются подвозкой к берегу бревен. Приглашается артель плотников и столяров». Василий подрядился сплавлять лес для стройки.
Семья сначала жила в шалаше около протоки в районе нынешней улицы Пушкина, потом снимала угол. Об этом есть свидетельство в государственном архиве Тувы. В книге усадебных участков и арендаторов в списке от 1914 г. запись: «Внесен план – усадьба № 141 (квартира), количество саженей – 600, улица третья, Петро-торговый дом № 75, арендатор Табаев Василий Семенович (правильно – Самсонович). Переуступлена Семенову, затем Тарасову. Сумма аренды (записи от 1914 по 1917 годы) – 20 рублей в год». Затем семья построила дом на нынешней улице Титова, почти на берегу Енисея.
Василий был крепким, работящим хозяином, хорошим плотником, охотником. Был в партизанах. Его жена Александра обладала природной мудростью и осталась в памяти внуков спокойной, терпеливой и кроткой. В семье было шестеро детей, из которых на фронте погиб сын Иван (в обеих семьях, Принцевых и Табаевых, первенцев звали Иванами). Самой младшей была Клавдия, моя бабушка. Она единственная среди всех детей имела высшее образование, отличалась необычайным благородством, тонкими душевными качествами
Это краткий экскурс в историю семьи. Дед и бабушка были первыми в ней учителями.
Инна Принцева
Использованы материалы из семейных архивов Ольги Ивониной (г. Москва) и Натальи Богдановской (г. Новосибирск).